+7 (383) 212-4-222

Утрата груза без последствий? Легко!

20 декабря 2017 года Президиумом Верховного Суда РФ был утверждён Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

Этого обзора я, как транспортный юрист, ждал очень долго. Положительные и отрицательные стороны позиции Верховного Суда можно очень долго обсуждать и этому обзору уделим отдельное внимание, посвятив ему целый цикл статей, ну а пока разберём один из свежайших арбитражных споров, завершившихся в середине февраля 2018 года отменой в апелляционной инстанции решения  первой инстанции.

Вводная довольно стандартная:

Покупатель (далее по тексту - ИП, «грузополучатель», истец, ГП ) приобретает товар, оплачивает его поставщику-будущему грузоотправителю (ГО).

Для получения товара грузополучатель заключает заявку с исполнителем (далее по тексту - ООО, «экспедитор», ответчик), получает от него сведения о водителе и выписывает на его имя доверенность на получение водителем от имени покупателя товаров…

По результатам «перевозки» груз до грузополучателя не доезжает, а водитель осуществляет разгрузку вверенного ему груза в неустановленном транспортной накладной месте, не согласовав указанную разгрузку ни с ГО, ни с ГП.

Не очень довольный таким развитием событий покупатель инициирует обращение в суд, подавая иск к «экспедитору» о взыскании убытков в виде стоимости утраченного в процессе транспортировки груза. При этом в суд ходит сам, видимо, полагая, что в суде сможет без проблем доказать свою правоту и право на получение возмещения стоимости потерянного груза. В суде первой инстанции это ему действительно удаётся. Правда суд отклоняет почти половину суммы иска, посчитав, что часть груза не была передана к перевозке, а упоминание о нем отсутствует в заявке. Однако в целом факт принятия груза водителем к перевозке судом признан доказанным товарными накладными и актами приёмки-сдачи…

 «Экспедитор» с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Доводы ответчика сводились к тому, что факт принятия им груза к перевозке не подтверждён материалами дела.

И суд апелляционной инстанции признал такую позицию обоснованной, сославшись на пункт 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор несёт ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика.

Апелляционная инстанция посчитала, что в отсутствие доказательств принятия груза к экспедированию основания для возложения на ответчика ответственности за утрату груза отсутствуют. Доказательства выдачи «экспедитором» доверенности водителю на получение и перевозку груза в деле также отсутствуют. В отсутствие доказательств принятия груза к перевозке и (или) возложения им обязанностей по принятию груза на третье лицо ООО не может быть признано ответственным за утрату груза.

Истцу - неудачнику не помогло даже то, что сам ответчик в ответе на претензию истца подтвердил факт принятия водителем к перевозке груза и выдачу его иному лицу и в ином месте, нежели согласованном в договоре-заявке. 

  


 

Общий вывод

 

Вместе с выходом Обзора судебной практики взгляд арбитражных судов к транспортным спорам при утрате грузов не стал радикально иным, а наоборот подтверждена обоснованность подходов в разрешении аналогичных споров, которые присутствует в судебной практике юридической компании DUALLEX:

  • Нарушение порядка оформления и ведения документооборота в сфере автомобильных грузоперевозок влечёт к безвозвратной утрате груза.

  • Выдача грузовладельцем доверенности на получение груза на имя неизвестного водителя позволит злоумышленникам на законных основаниях получить чужое имущество.

  • Обращение в суд неподготовленным истцом без получения необходимой консультационно-правовой и информационной поддержки специализирующегося на грузоперевозках юриста приводит к полному отказу в удовлетворении требований.

 

Бакин Александр (с)

Остались вопросы? Звоните в DUALLEX!

 

Назад

^ Наверх